То, что в нашем организме все взаимосвязано, для меня было очевидным всегда. И про связь шейно-воротниковой зоны и голоса я знала. Но все равно удивилась, когда спустя каких-то пару недель самомассажа стала доставать более высокие ноты.
Как это возможно?
Дело в том, что наш главный звукообразующий орган (гортань) не висит в воздухе. Он является частью общей системы организма, с ее кровоснабжением, иннервацией и лимфооттоком. Его "оплетают" мышцы, соединяющие самые разные точки крепления. И состояние всех их (мышц глотки, языка, жевательных, шейных, грудных и даже мышц спины) в той или иной степени влияет на саму гортань, работу голосовой щели и, как следствие, голос.
А что, гортань двигается?
Как ни странно, для некоторых вокалистов это является настоящим открытием. Во всяком случае ко мне все еще приходят люди, уверенные в том, что гортань - это такой неподвижный монумент. На занятии по вокалу им говорили, что она должна занимать определенное положение по высоте и не двигаться ни при каких условиях.
На самом деле подвижность гортани - это необходимое условие для выполнения ею своих основных функций. В частности, во время зевания она опускается, а во время глотания поднимается вверх и вместе с наклоном надгортанника блокирует нижние дыхательные пути от попадания пищи. Оба акта - сложные. Выполняются совместно с другими структурами. А еще гортань подвижна во время речи и пения. Чтоб там не писал Сет Риггс в своей книге и методике "Пение в речевой позиции":-)
Когда окружающие гортань мышцы хронически напряжены, это:
- Не дает ей оптимально распределять нагрузку на нужные структуры во время звукоизвлечения
- Ухудшает насыщение кислородом тканей
- Может ограничивать подвижность гортани и ее составных частей. Например, того же "наклона" щитовидного хряща, столь популярного среди специалистов EVT.
У кого и почему напряжены эти мышцы?
У многих. Если не сказать, у всех. Этому способствуют ежедневные стрессы с последующей реакцией организма, травмы, неправильная осанка, долгое нахождение тела в статичных положениях и даже залипание в книжках и гаджетах.
Многие люди сейчас почитают и... не обнаружат у себя никакого напряжения в мышцах. Что, впрочем, не означает, что его у них нет. В телесной реабилитации есть такое понятие "сенсомоторная мышечная амнезия". Когда работа (укорочение) мышц приобрела хронический характер, тело перестроилось, скомпенсировав проблемные места, и мозг перестал давать команду на расслабление. То есть мышцы "забыли", что нужно возвратиться к исходной длине, но мы уже не ощущаем дискомфорта.
Что же делать?
Работать на возвращение статики шеи, здоровой осанки и расслабление хронически напряженных участков. Это позитивно сказывается на всех аспектах жизни и здоровье. На голосе тоже. Хотя, конечно, упражнения не научат вас брать высокие ноты. Они этому только косвенно поспособствуют.
Можно разминаться самому. Или обратиться к специалисту. Лично я из "домашнего" использую методы системы "ревитоника", классический глубокий самомассаж и подручные средства вроде надувных подушек для коррекции правильного положения шеи или маленький упругий резиновый мячик (5 - 8 см.). Он еще называется в магазинах "детским массажным мячиком". Прокатывайте его в течении 5-10 минут в день или через день вдоль мышц шеи и верха грудной клетки с достаточным нажимом.
Обнимаю. Ваша Мардж
PS/ Вам могут быть также интересны другие статьи моего блога:
- Оздоровительные дыхательные методики Стрельниковой и Бутейко
- О физиологичном дыхании. "прекратите дышать животом"
- Тело и голос. Главный вокальный секрет
- Полезно ли молоко для голоса
- Пять вопросов о диафрагме
- Пост о влиянии алкоголя на голос. Пить или не пить
- Занимательная анатомия. Зачем человеку "связки"