+7 (926) 649-46-61
онлайн или очно, в центре Мск

Вокальные регистры

А как он спел эту ноту? Фальцетом или микстом? Когда я слышу эти вопросы, то немного паникую. Нет, как её извлечь и объяснить другим то я знаю. Но вот в чем загвоздка. Чем больше школ изучаешь, тем страшнее называть звук каким-либо термином. Вот спросите у разных преподов, чем берет свои верха Агилера. И они подерутся.

- Это ж белт!

- Нет, это микст.

- Нет, толстое смыкание.

- Нет, плотный фальцет.

Лично я - не фанат сражаться из-за формулировок. Меня интересует суть. Что происходит во время звучания с телом и умом? Каким образом можно добиться реальных изменений на практике? А как это называется... да хоть ярким медным чайником. 

Сегодня о том и поговорим.

___________________________

Небольшой экскурс в личную историю.


Когда я только начинала преподавать, то была уверена, что у мужчин два вокальных регистра (грудной и фальцетный), а у женщин три (грудной, медиум и головной). Потому что так говорили мои педагоги. ПиЭс: счастливое было время.

Потом я начала изучать биомеханику и влюбилась в ФМРГ В.В.Емельянова. Для тех, кто не в теме, подход основан на научных исследованиях, что ставит его на 3 головы выше традиционного, эмпирического. Во всяком случае для меня.

Емельянов различает 4 физиологических регистра: штробас, грудной, фальцетный и свистковый. Он называет их режимами работы гортани. Каждый из режимов может звучать сильно по-разному. В зависимости от глубины и плотности смыкания голосовых складок, от соотношения фаз смыкания - размыкания и прочих параметров. То есть фальцет - это не только тихо, а грудной - не только внизу. Головной и вовсе - описание субъективных вибрационных ощущений певца при пении.

Короче, одни и те же ноты могут быть реализованы в разных режимах, которые присутствуют и у женщин, и у мужчин. Эх, знал бы Градский про женский фальцет... Но он не знал. Увы.

___________________________

При всем удобстве классификации Емельянова, смущает одно:

"Природа работает по двоичному принципу - "все или ничего". Сколько бы не напоминала работа гортани в грудном регистре фальцетный (мягкий, светлый, проточный тон), все равно это будет грудной механизм до тех пор, пока не сработает пороговый эффект и гортань не перейдет в фальцетный режим, который, в свою очередь, может плотностью и глубиной смыкания напоминать грудной (плотный, яркий, "опертый" тон). Пороговый эффект может быть незаметен для слушателя, но принципиально не устраним".

Этот пункт указан в книге "Развитие голоса. Координация и тренинг" (вы можете почитать её  по ссылке). И вот если академической модели он, в целом, не противоречит, то в случае с остальными вариантами звукоизвлечения работает не всегда. На картинках видеоларингоскопии "эстрадных" певцов даже "скрытого" перехода часто не наблюдается.

По мере изучения анатомии с врачами и биологами, у меня возникали и другие вопросы. Куда девать многообразие промежуточных вариантов работы структур голосовой щели (ГЩ)? Что делать с субъективностью восприятия? Ведь все мы слышим и ощущаем по-разному. Что делать с тем фактом, что все мы извлекаем один и тот же звук немного по-разному. В зависимости от физиологических особенностей и привычек.  PS/ привет всем любителям посоветовать наклонить какой-нибудь хрящ.

По итогу пришла к следующему. В гортани есть 4 группы мышц, занятых работой голосовой щели:

  1. собственно голосовые (краевые части щиточерпаловидных мускулов)
  2. Мышцы, натягивающие голосовые складки
  3. Мышцы, смыкающие ГЩ и приближающие друг к другу черпаловидные хрящи
  4. Мышца, расширяющая ГЩ (она одна - одинёшенька, задняя перстнечерпаловидная)

В зависимости от сочетания их работы мы и получаем тот или иной "регистр" При так называемых "толстых складках" наблюдается больший процент работы голосовых. При "зажиме" - большая работа мышц - смыкателей голосовой щели. Но в конечном счете промежуточных вариантов так много, что сама классификация регистров - вещь условная.

Кстати, не будем также забывать о других подвижных участниках процесса звукообразования: ротовую и глоточную полости, мягкое небо, язык, внутренние структуры гортани, мышцы, изменяющие её высоту и прочее. Если совместить их работу с ГЩ - вариантов звучания получается бесконечно много.

Уместить все это в четыре режима, да даже в 100, с точки зрения биологии необоснованно. Так что одно дело назвать какой-то звук каким-то словом, чтобы достичь результата на практике. И совсем другое - действительно думать, что голосовой аппарат, как алфавит, где есть только вот столько-то букв.

Ваша Мардж


___________________________

Еще вам могут быть интересны другие мои посты. Например:

  1. Пять важных вопросов о диафрагме. Анатомия и практика
  2. Пить или не пить. Пост о влиянии алкоголя на голос
  3. Гений или неудачник. О том, что такое здоровая самооценка и как её достичь
  4. Можно ли научить петь человека, который фальшивит, но не слышит этого
  5. Влияние детских эмоциональных переживаний на голос. Закрой свой рот
  6. Пять вредных привычек певцов, мешающих им круто петь
  7. Можно ли изменить тембр голоса и как это сделать



    Вернуться назад
    Наверх

    Обратная связь

    Приветствую, дорогой друг. Оставь сообщение, и мы постараемся связаться как можно быстрее. Мардж

    * поля обязательные для заполнения