А как он спел эту ноту? Фальцетом или микстом? Когда я слышу эти вопросы, то немного паникую. Нет, как её извлечь и объяснить другим то я знаю. Но вот в чем загвоздка. Чем больше школ изучаешь, тем страшнее называть звук каким-либо термином. Вот спросите у разных преподов, чем берет свои верха Агилера. И они подерутся.
- Это ж белт!
- Нет, это микст.
- Нет, толстое смыкание.
- Нет, плотный фальцет.
Лично я - не фанат сражаться из-за формулировок. Меня интересует суть. Что происходит во время звучания с телом и умом? Каким образом можно добиться реальных изменений на практике? А как это называется... да хоть ярким медным чайником.
Сегодня о том и поговорим.
___________________________
Небольшой экскурс в личную историю.
⠀
Когда я только начинала преподавать, то была уверена, что у мужчин два вокальных регистра (грудной и фальцетный), а у женщин три (грудной, медиум и головной). Потому что так говорили мои педагоги. ПиЭс: счастливое было время.
Потом я начала изучать биомеханику и влюбилась в ФМРГ В.В.Емельянова. Для тех, кто не в теме, подход основан на научных исследованиях, что ставит его на 3 головы выше традиционного, эмпирического. Во всяком случае для меня.
Емельянов различает 4 физиологических регистра: штробас, грудной, фальцетный и свистковый. Он называет их режимами работы гортани. Каждый из режимов может звучать сильно по-разному. В зависимости от глубины и плотности смыкания голосовых складок, от соотношения фаз смыкания - размыкания и прочих параметров. То есть фальцет - это не только тихо, а грудной - не только внизу. Головной и вовсе - описание субъективных вибрационных ощущений певца при пении.
Короче, одни и те же ноты могут быть реализованы в разных режимах, которые присутствуют и у женщин, и у мужчин. Эх, знал бы Градский про женский фальцет... Но он не знал. Увы.
___________________________
При всем удобстве классификации Емельянова, смущает одно:
"Природа работает по двоичному принципу - "все или ничего". Сколько бы не напоминала работа гортани в грудном регистре фальцетный (мягкий, светлый, проточный тон), все равно это будет грудной механизм до тех пор, пока не сработает пороговый эффект и гортань не перейдет в фальцетный режим, который, в свою очередь, может плотностью и глубиной смыкания напоминать грудной (плотный, яркий, "опертый" тон). Пороговый эффект может быть незаметен для слушателя, но принципиально не устраним".
Этот пункт указан в книге "Развитие голоса. Координация и тренинг" (вы можете почитать её по ссылке). И вот если академической модели он, в целом, не противоречит, то в случае с остальными вариантами звукоизвлечения работает не всегда. На картинках видеоларингоскопии "эстрадных" певцов даже "скрытого" перехода часто не наблюдается.
По мере изучения анатомии с врачами и биологами, у меня возникали и другие вопросы. Куда девать многообразие промежуточных вариантов работы структур голосовой щели (ГЩ)? Что делать с субъективностью восприятия? Ведь все мы слышим и ощущаем по-разному. Что делать с тем фактом, что все мы извлекаем один и тот же звук немного по-разному. В зависимости от физиологических особенностей и привычек. PS/ привет всем любителям посоветовать наклонить какой-нибудь хрящ.
По итогу пришла к следующему. В гортани есть 4 группы мышц, занятых работой голосовой щели:
- собственно голосовые (краевые части щиточерпаловидных мускулов)
- Мышцы, натягивающие голосовые складки
- Мышцы, смыкающие ГЩ и приближающие друг к другу черпаловидные хрящи
- Мышца, расширяющая ГЩ (она одна - одинёшенька, задняя перстнечерпаловидная)
В зависимости от сочетания их работы мы и получаем тот или иной "регистр" При так называемых "толстых складках" наблюдается больший процент работы голосовых. При "зажиме" - большая работа мышц - смыкателей голосовой щели. Но в конечном счете промежуточных вариантов так много, что сама классификация регистров - вещь условная.
Кстати, не будем также забывать о других подвижных участниках процесса звукообразования: ротовую и глоточную полости, мягкое небо, язык, внутренние структуры гортани, мышцы, изменяющие её высоту и прочее. Если совместить их работу с ГЩ - вариантов звучания получается бесконечно много.
Уместить все это в четыре режима, да даже в 100, с точки зрения биологии необоснованно. Так что одно дело назвать какой-то звук каким-то словом, чтобы достичь результата на практике. И совсем другое - действительно думать, что голосовой аппарат, как алфавит, где есть только вот столько-то букв.
Ваша Мардж
___________________________
Еще вам могут быть интересны другие мои посты. Например:
- Пять важных вопросов о диафрагме. Анатомия и практика
- Пить или не пить. Пост о влиянии алкоголя на голос
- Гений или неудачник. О том, что такое здоровая самооценка и как её достичь
- Можно ли научить петь человека, который фальшивит, но не слышит этого
- Влияние детских эмоциональных переживаний на голос. Закрой свой рот
- Пять вредных привычек певцов, мешающих им круто петь
- Можно ли изменить тембр голоса и как это сделать