Можно ли изменить тембр голоса? Один вокальный тренер скажет "конечно, нет". Второй "конечно, да". Кто из них прав? Как ни странно оба. Вопрос только в том, что каждый из них подразумевает под словом "тембр".
Если абстрагироваться от термина и перезадать вопрос так: "Можно ли менять звучание голоса", тогда я скажу свое однозначное "да". Потому что теоретически любой человек может научиться говорить и петь красиво, в разных манерах, делать голос выше или ниже, объемнее, площе, с назальным призвуком и без, прохрипывая, поскрипывая. Короче, менять тысячи его оттенков.
Что такое тембр?
Если говорить языком обывателя, то это окраска звука, благодаря которой мы различаем между собой музыкальные инструменты и голоса. Если с точки зрения физики - то это спектр голоса, сумма обертонов и одна из трех главных характеристик музыкального звука. PS/ первые две - это частота и амплитуда звуковых колебаний, которые наш мозг воспринимает как высоту и громкость нот соответственно.
Отчего зависит тембр голоса?
От характеристик нашего тела. В частности от конфигурации и размеров дыхательного тракта: носовой и ротоглоточной полостей, размеров гортани, её содержимого и т.д. Часть из этого списка мы не можем изменить. Разве что у хирурга. А часть - можем. И часто эти трансформации голоса - радикальны.
Вспомните хороших пародистов. Это умение тоже приобретается в процессе соответствующей практики. Ну или вот пример.
У меня была студентка, которая в свои 30+ разговаривала абсолютно детским высоким и нежным голоском. А пела низким, бархатным и глубоким. Почти Арета Франклин. Один и тот же же человек звучал как два разных человека. Но сначала даже не понимал, что выбирать окраску своего голоса, где и как звучать, она может вполне осознанно. Собственно, в процессе занятий мы этого и добились.
Как научиться управлять тембром?
Самый простой и безопасный способ - обратиться к хорошему спецу. Никогда не перестану повторять, что голос - очень хрупкий инструмент. Неправильные тренировки могут привести к отсутствию не только результата, но и вообще голоса. Если все равно "ну очень хочется", начните с вышеупомянутых пародий.
Совет - практика
Тренируйтесь копировать голоса и манеру пения разных певцов. Подражая другим, мы интуитивно воспроизводим те же параметры в голосовом тракте, что и они. Кстати, у людей с эмпатией и хорошо развитым вокальным (двигательным) музыкальным слухом, дело обычно идет быстрее.
Важный нюанс.
Ваша задача скопировать не столько сам голос, сколько состояние, которое его дает. Тобеж не удивленный, к примеру, голос, а само удивление. Голос - это следствие внутренних процессов, телесных и психоэмоциональных. А еще это очень многослойная штука. Как картинка, сложенная из пазлов. Поменяв один пазл, можно изменить все изображение.
Например, положение гортани по высоте может поменять звук в сторону более или менее объемного (что часто воспринимается, как более высокий или низкий). Положение мягкого неба во рту влияет на назальность (гнусавый призвук). Приподнятый кзади кончик языка делает из человека мартовского кота. И так далее.
Попробуйте во время звучания (лучше сначала на одной ноте) подвигать сначала только губами, потом только языком. Потом выдохнуть больше или меньше. И вы услышите, как то или иное внутреннее действие меняет звук. Или наоборот. Спойте по-разному и прислушайтесь к ощущениям.
Ну что? Как каждое ваше движение влияет на звук?
Откуда возник парадокс, с которого начался этот пост?
Почему многие педагоги говорят, что тембр не изменить? ну во-первых, потому что под словом "тембр" они имеют ввиду именно ту его неизменную часть, которая отличает один голос от другого, даже если первый пародирует второй идеально. Во-вторых, педагоги - живые люди. Есть те, кто сам пользуется в пении только одной манерой и иногда даже не догадывается, что может петь и говорить совсем по-другому. Лично я не только верю, но и отлично знаю, что большую часть тембра можно выбирать вполне осознанно.
PS/ Вам могут быть интересны и другие статьи:
- Пост - пять вредных привычек многих вокалистов с советами, как петь лучше
- Стоит ли копировать других исполнителей
- Гений или неудачник? О том, как выработать здоровую самооценку
- Вопросы вокалистов о диафрагме
- Пение в эти дни
- Пост о влиянии алкоголя на голос. Пить или не пить
- Занимательная анатомия. Зачем человеку "связки"
И много другого актуально-насущного в моем вокальном блоге.
Ваша Мардж