Как вы думаете, если человек не слышит, что фальшивит, он безнадежен?
В начале своей педагогической карьеры я думала именно так. Пока преподавала в музыкальной школе, куда брали только отобранных, уже «поющих» детей.
Пару лет спустя к этой работе прибавилась еще одна. Общеобразовательная гимназия. И вот тогда я открыла для себя увлекательный мир гудошников. Это такие дети, которые и не интонируют, и не слышат этого. Они просто гудят на одном – двух тонах, заглушая всех остальных.
Еще спустя год я перешла на работу со взрослой аудиторией. И оказалось, что здесь тоже "гудошников" хватает. У меня учились и те, кто поначалу не мог прохлопать ритм елочки, и те, кто абсолютно не модулировал голосом по высоте. Взрослым людям сложнее с психологической точки зрения. К тому же их психика менее лабильна по сравнению с детьми. А значит на корректировку требуется больше времени. Однако теперь я точно знаю, что это корректируется. Сегодня об этом и поговорим.
Почему человек фальшивит, но не слышит этого?
Самый популярный вариант банален до невозможности. Он просто не обращает на это внимания. Да – да. Внимание – это тоже навык и научиться им управлять ой как нелегко. Одним бывает тяжело абстрагироваться от звука и сосредоточиться на ощущениях.
Другим – наоборот, тяжело концентрироваться на нотах. У восприятия вообще свои законы. Например, мы по-разному ощущаем звуки на разных высотах. Сильно низкие и сильно высокие различаем хуже, чем те, что находятся в центральной части диапазона. А еще мы можем путать высоту и тембр. Потому что объемные и «бархатные» ноты воспринимаются мозгом как более низкие, а плоские и звонкие кажутся выше.
- Некоторые люди, в силу психоэмоциональных особенностей, поначалу не чувствуют консонанса и диссонанса (благозвучия и неблагозвучия), и тогда на занятиях с ними мы нарабатываем эту чувствительность.
- Некоторым сложно петь в унисон. Потому что унисон – это когда голоса сливаются, и ты немного «теряешь» в нем свой голос. В результате человек неосознанно фальшивит, чтобы себя услышать.
Как работают с гудошниками?
Медитируют и пьют успокоительное. Шутка. Настраивают координацию нейро-мышечных процессов. Назовём это координацией «слуха и голоса». Хорошо работает показ звуковысотности руками, так называемые звуки доречевой коммуникации (визг, вой, пищание и т.д.), телесно-ориентированные вокальные упражнения.
Когда человек только учится петь, большинство мышечных движений еще не перешли в режим автоматизма. А значит мозг перегружен задачами. И как следствие, часть из них отходит на второй план. В том числе, задача чисто интонировать. Тем более, в песне. ***Оффтоп. Именно поэтому я так активно топлю за постановку на упражнениях. Они проще. На них гораздо легче за всем уследить и не допустить ошибок.
До сих пор помню, как
.. на одном занятии во время распевки студент воскликнул: «Так ты что, играешь те ноты, которые мне надо петь?». И сразу запел чисто. Через полгода после начала обучения.
С тех пор в моем педагогическом блокноте появилось золотое правило: то, что очевидно для меня, может быть совершенно не очевидно для другого человека.
Иногда педагогу нужно проговорить, что вот этот звук низкий, а этот – высокий. Что нужно петь, совпадая с мелодией. Что надо слушать и себя, и других. На одном занятии я даже нарисовала на клавишах навигацию со стрелками. Типа «выше – это туда» И стрелочка вправо.
Конечно, сказать «смотри, как надо» недостаточно
И нарисовать стрелочку тоже. Равно как бессмысленно долбить по инструменту и требовать попадать человека в ноты.
Нужно знать биомеханику внутренних процессов и методы коррекции. Именно их незнание в своё время заставляло меня думать, что есть люди талантливые и не очень. Но теперь я считаю иначе. И очень хочется верить, что если очередному педагогу захочется сказать ученику, что он неталантлив и не способ к музыке, он хотя бы спросит у себя в начале "а может я просто не знаю, как помочь"?
Ваша Мардж