Авторские программы, применяемые на наших занятиях - это результат более 15 лет поиска информации, наиболее результативных методов и личных исследований. Занятия я строю на трех главных принципах:
- Широкий, разносторонний взгляд на голос
- Опора на фундаментальные знания в области устройства тела и психики людей (анатомия, физиология, нейробиология, биомеханика)
- Убеждение в том, что звук и манеру говорить и петь можно выбирать осознанно. То есть голос - не прибитый гвоздями аппарат. Он очень вариативен.
Каждое упражнение дополняет другое. Они работают в комплексе и собираются в систему, индивидуально собранный под конкретного человека или группу людей паззл. С учетом всех особенностей голоса, типа нервной системы, музыкальных предпочтений и пр. Здесь не будет мистических точек морана, вокальных масок, опор на диафрагму и дыхания "животиком". Зато будут советы и упражнения, обоснованные с точки зрения физиологии. Плюс 1000 и один подход и способ объяснить по-разному. Потому что каждый человек понимает по своему.
Вообще на то, как мы звучим, влияет абсолютно всё - от состояния дыхательной, эндокринной и нервной систем до мышечных компенсаций тела и неосознанных психологических установок. То есть ваш голос - это результат работы не только гортани и органов артикуляции, но и всего организма в целом.
Поэтому на занятиях помимо голосовых нередко используются "невокальные" практики. А именно:
- Фонопедические (методы вокальной реабилитации) и логопедические
- различные методы ЛФК и телесной реабилитации, оздоровительные гимнастики и системы
- Методы психологической самопомощи и арт-терапии
- Методы по развитию осознанности, рефлексии и работы с вниманием, медитативные упражнения
- Упражнения из курсов актерского мастерства и сценической речи
- Системы по развитию музыкальных данных: интонирования, чувства ритма
- Системы по развитию чувственности, креативного мышления, творческие практики
Имена и системы
Разумеется, ни один адекватный методист не строит свою систему на вакууме. Поэтому в работе я учитываю опыт и знания других специалистов. В том числе: А.Н.Коваленко (система "гибкий голос"), В.В. Емельянова (ФМРГ), Д.Е. Огороднова (КМПВ), мастеров систем Estill Voice Training (EVT, США), Complete vocal Technique (CVT, Дания), Speech Level Singing (SLS, США), преподавателей Berklee college of music и многих других вокальных школ и исследователей.
Из телесно-ориентированных методов на создание программ повлияло изучение следующих:
- Мануальные техники работы с лицом и телом. В том числе классический, глубокотканный, фасциальный, лимфодренажный массаж и гимнастики
- Системы коррекции через работу с движением. Например, метод Фельденкрайза (сознавание через движение, функциональная интеграция)
- Реабилитация через нейро-мышечные упражнения. Например, прогрессивная релаксация по Джейкобсону (расслабление через напряжение / расслабление мышц, осознавание), постизометрическая релаксация мышц (ПИР) или соматическое обучение по методу Томаса Ханны
- Идеомоторные тренировки, применяемые в разных областях, включая музыкальную сферу
- Системы развивающих и оздоровительных тренировок: МФР, Пилатес, Хатха-Йога, Цигун и пр.
- Дыхательные гимнастики. Метод "Волевой ликвидации глубокого дыхания" К.П.Бутейко, методика А.Н.Стрельниковой и др.
Чем полезно изучение "невокальных" практик для постановки голоса?
Во-первых, глубоким пониманием того, как устроен голосовой аппарат вообще, и тело человека в частности. Ведь та же гортань не висит в воздухе, а является частью общего организма и функционирует по его законам.
Во-вторых, голос рождается движениями в теле. Мышечная и нервная система человека всегда работают в связке. Некоторые методы ЛФК сами по себе отлично интегрируются в музыкальные курсы, занятия по вокалу и постановке речи. Существенно обогащая занятия рабочими методами и улучшая результат.
В-третьих, голос тесно связан с эмоциональной сферой. Упражнения по актерскому мастерству, психотерапевтические техники - это не только способ решить вопросы непосредственно с эмоциональной сферой, но и повлиять на звучание голоса. В том числе, улучшая вокальную технику и данные.
В-четвертых, у многих людей отсутствует навык рефлексировать и дифференцировать ощущения в собственном теле. В то время как работа с голосом это предполагает напрямую. Некоторые телесно-ориентированные практики (например, медитативные) позволяют исправить и это. А еще они помогают научиться управлять нашей "главной ментальной мышцей" в организме. Нашим вниманием. Контроль над которым - фактически половина успеха каждого упражнения.
Минутка философии
Или "три заповеди вокального педагога". Конечно, у всех педагогов по-разному. Но.
- Для меня главная задача - сделать так, чтобы ученик как можно быстрее перестал во мне нуждаться. А значит его нужно не загрузить готовыми рецептами, а научить во всем ориентироваться самому, понимать механику процессов, упражнений. На наших со студентами занятиях они получают подробное объяснение того, что и зачем они делают, и могут свободно, а главное, правильно, заниматься дома.
- Вторая "заповедь". Содержание и глубина всегда важнее формы. Вы можете закончить хоть три музыкальных образования, но так и не достучаться до сердца слушателей. Или наоборот, не уметь ровным счетом ничего, а исполнение почему-то зацепит. В мастерской я, безусловно, учу технике, но все же уверена, что техника - не самоцель, а лишь способ донести до ушей и сердце свое видение, музыку и интерпретацию.
- Ну и третье. Педагог не добьется от вокалиста существенных результатов, если не будет в него верить. Это святое. Каждый из нас действительно самобытен и талантлив. Многим людям говорят, что они бездарны. А на деле просто не знают, как помочь. Ни отсутствие каких либо музыкальных навыков, ни "неблагозвучный" голос, ни затерявшаяся харизма не являются приговором. К педагогу вообще редко приходят, чтобы просто похвастаться: -)
Ваша Мардж