Занятия в мастерской проходят по авторским программам, которые опираются на современные данные о работе голосового аппарата и физиологически обоснованные упражнения. Без мифических "вокальных опор" и дыхания "животиком". Зато с учетом индивидуального способа восприятия (аудиал, визуал, кинестетик), анатомических / эмоциональных особенностей и личных пожеланий каждого студента. В том числе в группах.
Еще одна особенность обучения - это его комплексность. Ведь на то, как мы звучим, влияет абсолютно всё - от состояния дыхательной и нервной систем до мышечных компенсаций тела и неосознанных психологических установок. Голос - это результат работы не только гортани и артикуляции, но и организма целиком. Поэтому на занятиях помимо вокально/музыкальных часто используются следующие практики:
- Фонопедические и логопедические
- Телесно-ориентированные (ЛФК, функциональное движение, сенсорное переобучение и т.п.)
- Психотерапевтические и медитативные
- Актерские
и многие другие.
Имена и системы
Разумеется, ни один адекватный специалист не строит свою систему на вакууме. Поэтому в работе я учитываю опыт и знания других специалистов. В том числе: А.Н.Коваленко (гибкий голос), В.В. Емельянова (ФМРГ), Д.Е. Огороднова (КМПВ), мастеров Estill Voice Training (EVT), Complete vocal Technique (CVT), Speech Level Singing (SLS), преподавателей Berklee college of music и многих других вокальных школ и исследователей.
Из методов телесной реабилитации на создание программ повлияли следующие:
- мануальные техники и миофасциальный релиз (МФР)
- метод "сознавания через движение" Моше Фельденкрайза
- прогрессивная нервно-мышечные релаксация по Джейкобсону
- метод нервно-мышечного переобучения Томаса Ханна
- отдельные направления Йоги и оздоровительная система Пилатеса
- дыхательные комплексы (от метода "ВЛГД" К.П.Бутейко до Lax Vox Therapy).
Чем полезно изучение "вневокальных" практик для постановки голоса? Во-первых, знанием того, как в принципе устроены тело и психика человека. Ведь та же гортань не висит в воздухе, а является частью общего организма и зависит от прочих его систем: нервной, эндокринной, опорно-двигательной и т.д. Во-вторых, у многих людей отсутствует навык чувствовать себя и свое тело. Телесно-ориентированные практики помогают это скорректировать. Психотерапевтические избавляют от эмоциональных блоков и комплексов. А медитация — это научно доказанный способ восстановиться эмоционально и физически. К тому же она учит управлять вниманием, а от того, в какую сторону направлено ваше внимание, во многом зависит и результативность занятий вообще.
Минутка философии
Или "три заповеди вокального педагога". Конечно, у всех педагогов по-разному. Но.
- Для меня главная задача - сделать так, чтобы ученик как можно быстрее перестал во мне нуждаться. А значит его нужно не загрузить готовыми рецептами, а научить во всем ориентироваться самому, понимать механику процессов, упражнений. На наших со студентами занятиях они получают подробное объяснение того, что и зачем они делают, и могут свободно, а главное, правильно, заниматься дома.
- Вторая "заповедь". Содержание и глубина всегда важнее формы. Вы можете закончить хоть три музыкальных образования, но так и не достучаться до сердца слушателей. Или наоборот, не уметь ровным счетом ничего, а исполнение почему-то зацепит. В мастерской я, безусловно, учу технике, но все же уверена, что техника - не самоцель, а лишь способ донести до ушей и сердце свое видение, музыку и интерпретацию.
- Ну и третье. Педагог не добьется от вокалиста существенных результатов, если не будет в него верить. Это святое. Каждый из нас действительно самобытен и талантлив. Многим людям говорят, что они бездарны. А на деле просто не знают, как помочь. Ни отсутствие каких либо музыкальных навыков, ни "неблагозвучный" голос, ни затерявшаяся харизма не являются приговором. К педагогу вообще редко приходят, чтобы просто похвастаться: -)
Ваша Мардж