Вам когда-нибудь ставили «дисфонию» без расшифровки на гипертонусную, гипотонусную и пр.? Так вот слово «горловой зажим» (по мнению меня сегодняшней) - это то же самое. Как ушиб всей бабки. Констатация проблем со звуком, но не диагностика. Почему я говорю про себя сегодняшнюю? А потому что я же - образца двухлетней давности, с удовольствием рассуждала о зажимах в голосе. А теперь считаю, что под одним этим словом скрывается по сути три разных явления:
- Не умение правильно распределять нагрузку на вокальные мышцы во время пения (т.е. напрягать не то, что нужно)
- Психологические проблемы и страхи, ведущие к подавлению / искажению звука
- Слишком большая вокальная нагрузка. Когда мы пытаемся звучать громче, тише, выше, ниже, чище и как угодно еще больше того уровня, с которым на данном этапе способно справиться наше тело.
Организм - это единая конструкция
Здесь все связано со всем. Так что в отдельном человеке нередко встречаются все три проблемы сразу. И неоптимальная нагрузка, и психоэмоциональные проблемы, и неправильные вокальные паттерны. Впрочем, лечение по каждому пункту - своё.
На физическом уровне люди чаще всего:
* Перенапрягают жевательную группу мышц, выдвигают нижнюю челюсть вперёд
* Задирают голову и плечи
* Перерабатывают мышцами смыкателями голосовой щели
* Создают дискомфорт на уровне ротоглоточного пространства и языка
На уровне психологическом:
* Подсознательно или сознательно боятся боли от негативной оценки (чужой или своей собственной)
* Привыкли, если сразу не получается, поднапрячься ещё… и ещё… и ещё. Но как я люблю повторять, вокал - он про баланс. А не про насилие.
Советы по коррекции «зажимов» при пении
… логично вытекают из причин.
- Сперва имеет смысл наладить адекватную работу тех мышечных конструкций, до которых можно "дотянуться" при помощи пальпации и / или визуального контроля: расслабленные шея, плечи, нижняя челюсть, мимика, язык.. то есть всего того, что косвенно влияет на работу гортани. Имейте ввиду, если у вас или ученика привычка, например, выдвигать челюсть вперёд, одного «да расслабь ты её» будет точно недостаточно. Готовимся 1000 и один раз повторить: «да-да, сейчас ты следишь именно за челюстью. Не за тем, чтоб попасть в ноту, а за челюстью». Помните, автоматические движения нервной системы контролируются одними отделами мозга, а произвольные - другими. Так что с точки зрения нейрофизиологии перестройка паттерна - энергозатратный и небыстрый процесс.
- Затем желательно настроить баланс воздуха и подскладочного сопротивления этому воздуху. Если по простому, надо позволить себе «выдыхать» в пении. Также подойдет пение субтоном (пение с придыханием) и звук на вдохе с последующим переносом ощущений на обычный фонационный звук.
-
Немного о психоэмоциональном… Несмотря на кажущиеся различия телесных и эмоциональный причин, схожесть у них определённо есть. Что делает человек, который переживает за то, как звучит? Он направляет внимание и энергию на оценку, а не на действие. То есть опять таки... не туда. Отсюда совет №3. Разрешите себе и даже настаивайте на какое-то время петь утрировано некрасиво. Это снимет важность с процесса и соответственно с неудач. PS/ особо сложные случаи могут потребовать коррекцию у психотерапевта. Не нужно этого стесняться.
-
Ну и, конечно, снижаем нагрузку.б Более простые упражнения, более медленный темп, менее громкий звук. И ожидания тоже снижаем. Потому что самые быстрые результаты, как ни странно, случаются у тех, кто двигается осознанно, не торопясь.
Ваша Мардж
___________________________
Еще вам могут быть интересны другие мои посты. Например:
- Как бороться страхом публичных выступлений.
- Прекратите дышать животом. Пост о том, почему дышать животом далеко не всегда полезно
- Пять вопросов о диафрагме. Физиология и советы
- Можно ли научить петь человека, который фальшивит, но не слышит этого
- Гений или неудачник. О том, что такое здоровая самооценка и как её достичь
- Занятия по вокалу онлайн. Плюсы и минусы.
- Влияние детских эмоциональных переживаний на голос. Закрой свой рот