+7 (926) 649-46-61
онлайн или очно, в центре Мск

"Зажимы" в голосе. Как их убрать?

Вам когда-нибудь ставили «дисфонию» без расшифровки на гипертонусную, гипотонусную и пр.? Так вот слово «горловой зажим» (по мнению меня сегодняшней) - это то же самое. Как ушиб всей бабки. Констатация проблем со звуком, но не диагностика. Почему я говорю про себя сегодняшнюю? А потому что я же - образца двухлетней давности, с удовольствием рассуждала о зажимах в голосе. А теперь считаю, что под одним этим словом скрывается по сути три разных явления:

  • Не умение правильно распределять нагрузку на вокальные мышцы во время пения (т.е. напрягать не то, что нужно)
  • Психологические проблемы и страхи, ведущие к подавлению / искажению звука
  • Слишком большая вокальная нагрузка. Когда мы пытаемся звучать громче, тише, выше, ниже, чище и как угодно еще больше того уровня, с которым на данном этапе способно справиться наше тело.

Организм - это единая конструкция

Здесь все связано со всем. Так что в отдельном человеке нередко встречаются все три проблемы сразу. И неоптимальная нагрузка, и психоэмоциональные проблемы, и неправильные вокальные паттерны. Впрочем, лечение по каждому пункту - своё.

На физическом уровне люди чаще всего:

* Перенапрягают жевательную группу мышц, выдвигают нижнюю челюсть вперёд
* Задирают голову и плечи
* Перерабатывают мышцами смыкателями голосовой щели
* Создают дискомфорт на уровне ротоглоточного пространства и языка

На уровне психологическом:

* Подсознательно или сознательно боятся боли от негативной оценки (чужой или своей собственной)
* Привыкли, если сразу не получается, поднапрячься ещё… и ещё… и ещё. Но как я люблю повторять, вокал - он про баланс. А не про насилие.


Советы по коррекции «зажимов» при пении

… логично вытекают из причин.

  1. Сперва имеет смысл наладить адекватную работу тех мышечных конструкций, до которых можно "дотянуться" при помощи пальпации и / или визуального контроля: расслабленные шея, плечи, нижняя челюсть, мимика, язык.. то есть всего того, что косвенно влияет на работу гортани. Имейте ввиду, если у вас или ученика привычка, например, выдвигать челюсть вперёд, одного «да расслабь ты её» будет точно недостаточно. Готовимся 1000 и один раз повторить: «да-да, сейчас ты следишь именно за челюстью. Не за тем, чтоб попасть в ноту, а за челюстью». Помните, автоматические движения нервной системы контролируются одними отделами мозга, а произвольные - другими. Так что с точки зрения нейрофизиологии перестройка паттерна - энергозатратный и небыстрый процесс.
  2. Затем желательно настроить баланс воздуха и подскладочного сопротивления этому воздуху. Если по простому, надо позволить себе «выдыхать» в пении. Также подойдет пение субтоном (пение с придыханием) и звук на вдохе с последующим переносом ощущений на обычный фонационный звук.
  3. Немного о психоэмоциональном… Несмотря на кажущиеся различия телесных и эмоциональный причин, схожесть у них определённо есть. Что делает человек, который переживает за то, как звучит? Он направляет внимание и энергию на оценку, а не на действие. То есть опять таки... не туда. Отсюда совет №3. Разрешите себе и даже настаивайте на какое-то время петь утрировано некрасиво. Это снимет важность с процесса и соответственно с неудач. PS/ особо сложные случаи могут потребовать коррекцию у психотерапевта. Не нужно этого стесняться.

  4. Ну и, конечно, снижаем нагрузку.б Более простые упражнения, более медленный темп, менее громкий звук. И ожидания тоже снижаем. Потому что самые быстрые результаты, как ни странно, случаются у тех, кто двигается осознанно, не торопясь.

Ваша Мардж

___________________________

Еще вам могут быть интересны другие мои посты. Например:

  1. Как бороться страхом публичных выступлений. 
  2. Прекратите дышать животом. Пост о том, почему дышать животом далеко не всегда полезно
  3. Пять вопросов о диафрагме. Физиология и советы
  4. Можно ли научить петь человека, который фальшивит, но не слышит этого
  5. Гений или неудачник. О том, что такое здоровая самооценка и как её достичь
  6. Занятия по вокалу онлайн. Плюсы и минусы.
  7. Влияние детских эмоциональных переживаний на голос. Закрой свой рот

Вернуться назад
Наверх

Обратная связь

Приветствую, дорогой друг. Оставь сообщение, и мы постараемся связаться как можно быстрее. Мардж

* поля обязательные для заполнения