Не знаю, как там у других музыкантов, а у вокалистов что не звук, то новое слово. Одних только видов «расщепления» можно насобирать на небольшой английский словарик. И мало того, что много слов. Так ведь ещё и каждый подразумевает под ними что-то своё.
Возьмём, к примеру, фальцет. Это что? Краевое смыкание ГС (связок)? Тонкое? С «воздухом» или без? Тихо или громко? Только у мужчин или у женщин тоже? Эх, как не хватает, порой, эмодзи с Градским. И единого мнения среди педагогов.
⠀
Как не растеряться среди терминов?
Изучать анатомию и биомеханику голосового аппарата. Ведь если вы знаете, как устроен механизм в целом, то кто и как называет его отдельные детальки, - уже не так уж и важно. Кстати, под голосовым аппаратом я сейчас подразумеваю не только гортань. А то стало модно копаться в ней одной. Мол этот хрящ мы подвернем для этого звука, а этот - для этого.
Дорогие вокальные педагоги, так не работает. Структуры тела не автономны друг от друга. Тем более подвижные. И во-первых, один элемент иногда перестраивает всю конструкцию. А во-вторых, разные люди могут получить один и тот же звук за счет разных движений. Так что не единым "наклоном перстневидного" живы, дорогие evt - шники)
Кстати, о педагогах
Если вопрос изучения анатомии вокалистами - это дело хорошее, но все таки добровольное, для вокальных педагогов это уже необходимость. Голос - есть результат определенных процессов в теле и психике. И вы должны детально представлять, что и как происходит внутри в следствие того или иного упражнения.
Эмпирические объяснения в духе "опирай" и "направляй" - это прекрасно. И простой показ "возьму эту ноту, как я" тоже работает. Но если кроме этого в арсенале нет ничего, многие ученики так и останутся без результатов. А еще половина из них решит, что проблема заключается только в них.
Вообще на то, как мы звучим, влияет абсолютно все - от положения головы и языка в момент произнесение буквы до мимики и настроения. А ещё голос здорово зависит от состояния дыхательной, нервной, эндокринной и даже пищеварительной систем организма. Влияют осознанные и неосознанные движения мышц, скрытые психологические установки. И, конечно, опыт обучения. Причем не только музыкалка, но и занятия музыкой однажды в детском саду.
⠀
Иногда вокалистам кажется, что они поют так же, как пели до этого, а голос сам по себе изменился. Однако, это не так. У любого звука есть физиологическая причина. Часто вокалисты просто не замечают того, что делают и как себя чувствую, когда поют. Но это вопрос внимания. А про него - отдельный пост.⠀
Финальный месседж
Я наверно, не устану повторять, что для меня голосовой аппарат - это весь человек. Целиком. И на то, как мы звучим, влияет все: и гормоны, и сосуды, и ЦНС. Вот, кстати. Знаете, какой орган является главным голосообразующим? Ну помимо дыхательного тракта?
Надеюсь, вы догадались. Это мозг.
Те, кто мыслит переходными нотами, часто не может от них избавиться. Те, кто маниакально следит за горлом, на нем и поёт. Так что изучайте анатомию. Она поможет расставить все по полкам, понять суть процессов и то, за чем следить и что на самом деле надо делать, чтоб петь научиться.
Ваша Мардж
___________________________
PS/ вам могут быть интересны другие мои посты. Например:
- Бутейко vs Стрельникова. Сравниваем две популярные дыхательные методики
- Певческое дыхание. Как "правильно" дышать
- Как побороть страх публичных выступлений
- Зачем организму голосовые "связки"
- Пение в "эти" дни. Влияние женского цикла на голос и нужно ли молчать вокалисткам
- Занятия по вокалу онлайн. Разбираем плюсы и минусы
- Три крутых музыкальных канала или что посмотреть на youtube