Вначале - парочка главных вопросов всех новичков. Можно ли научиться петь, развить музыкальный слух, чувство ритма, вокальные способности? Спойлер - да.
А теперь обо всем по порядку.
Многие думают, что умение петь выдаётся при рождении. Но на самом деле многие певческие навыки мы уже используем в быту. Это естественные и повседневные функции организма человека. А развить до нужной степени их как раз помогает адекватная музыкальная практика.
⠀
ВОЗЬМЁМ, К ПРИМЕРУ, ВОКАЛЬНЫЕ МЫШЦЫ.⠀
⠀
Когда мы ими пользуемся? Да почти при каждом звуке. Когда смеёмся, стонем, плачем. Просто делаем это неосознанно. Когда говорим спокойно - звучим внизу диапазона. Когда возбуждены и раздражены - перемещаемся выше, в середину. Отсюда и выражение: «разговор на повышенных тонах».⠀
⠀
Прислушайтесь к собственным речевым интонациям. Когда вы задаете вопрос - мелодия повышается. Когда отвечаете - понижается. Да, безусловно, в каждой лингвистике - свои особенности. Но все же, брать и высокие, и низкие ноты умеют все. Независимо от языка, на котором разговаривают.⠀
⠀
ТЕПЕРЬ ПРО МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ.⠀
⠀
Последние лет пять мне хочется ударить каждого, кто скажет, что у него его нет. Потому что когда мы различаем между собой голоса собеседников и вообще любые звуки, то как раз используем музыкальный слух. Именно он позволяет классифицировать всю поступающую в мозг звуковую информацию: отличать высокие звуки от низких, громкие от тихих, разные голоса и инструменты друг от друга.⠀При этом, конечно, если человеку не объяснили, что вот так звучит флейта, а вот так - контрабас, названий он точно не скажет.
Ещё о наличии музыкального слуха не судят по умению петь. Есть огромное количество музыкантов, которые не умеют интонировать (попадать в ноты), но потрясающе играют на своих инструментах. Почему так? Да потому что, чтобы петь, не достаточно слышать. Нужно ещё скоординировать со слухом движения голосового аппарата. Одним людям это даётся легко. Другим - не очень. Но даже, если человек не попадает никуда и от его голоса в страхе разлетаются вороны, занятия по вокалу это могут исправить.
ЕЩЕ НЕМНОГО ПРО ЧУВСТВО РИТМА.
В музыкальных кругах я часто слышала фразу "ну ок, слух еще можно развить, но вот чувство ритма"... вы удивитесь, но оно развивается. Проблемы с чувством ритма чаще всего связаны с психоэмоциональными, телесными блоками и исправляются упражнениями, связанными с движением, шагами, игрой на перкуссионных инструментах и пр.
В моей практике были студенты, которые прийдя в первый раз не могли повторить самый элементарный ритм или ровно хлопать под музыку. А спустя время уже исполняли самые сложные с точки зрения ритмики музыкальную стилистику. Например, афроамериканскую или балканскую.
___________________
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Музыкальный слух, чувство ритма, умение попадать в ноты, управлять голосовым аппаратом и тембральной окраской голоса - все это навыки. И при правильной работе, любой человек может многократно их улучшить. Люди с амузией существуют.
* PS/ амузия - это патология, обусловленная нарушениями ЦНС, когда человек не узнает музыкальных произведений, имеет проблемы с восприятием и воспроизведением звуков.
Но во-первых, это достаточно редкое явление, а во-вторых, это диагноз, который может поставить только врач. За всеми этими " вы не имеете таланта, вам лучше не петь" чаще всего стоит не амузия, а банальное незнание людьми соответствующих технологий, развивающих навыки с "нуля". И да, среди педагогов таких людей, увы, тоже много. В общем, занимайтесь музыкой, делайте это грамотно (в идеале с компетентным специалистом), перестаньте сравнивать себя с другими. И будет вам счастье.
Ваша Мардж