Первое и самое важное - подружиться со своей телесностью. Любой музыкант играет на инструменте всем телом. Его игра - это и корпус, и движения рук / ног и даже мимика.
Доказано - проблемы с чувством ритма чаще всего встречаются у физически / морально зажатых или чрезмерно анализирующих людей. У которых подавлена эмоционально-чувственная сторона, но зато отлично, в качестве компенсации, развита логическая.
Большинство моих студентов, которые не могли вначале занятий элементарно похлопать под музыку в ладоши (да-да, бывает и такое), банально слишком напрягались. А ведь музыка - это не анализ. Это в первую очередь - чувство.
Так что если вы хотите его прокачать, побольше:
- Слушайте аккомпанемент, особенно ритмическую секцию, под которую поете
- Двигайтесь (=танцуй) когда поете
- Пойте и одновременно играйте на перкуссионных инструментах.
Подойдёт и шейкер, и собственные коленки. - Умейте концентрироваться, не напрягаясь.
В это сложно поверить, но иногда именно расслабившись и включив режим «обезьянки» (это когда просто слушаешь и повторяешь, копируешь «в ноль») можно добиться гораздо большего, чем когда бесконечно терзаешь голову и пытаешься вычислить в голове нужный ритм.
Чувство метра
Отдельно отмечу этот навык. Ибо это основа всего. Для тех, кто не в теме, метр - это ровные доли, внутренний пульс. Именно его нам отсчитывает метроном. Все "сложные" ритмические структуры (синкопы, триоли / квартоли / квинтоли, свингование) станут получаться по-настоящему легко только тогда, когда вы научитесь чувствовать в своей голове метрические доли.
Почаще слушайте разную музыку.
Особенно афроамериканские стили (джаз, соул, блюз, фанк) с их ломаными ритмическими рисунками и второй / четвертой сильной долей. Или балканские - с их сумасшедшими сложными размерами (7/8, 5/8, 11/16 и пр.) Или... да мало ли крутой музыки, которую мы слушаем и чешем репу, мол как это вообще у них получается. Вот именно их и надо слушать. Побольше и почаще.
Есть еще куча специальных программ на телефоне на развитие чувства ритма, которые построены в игровой форме и позволяют не обалдеть от скучной теории. Или индийская система коннакол, которая развивает чувство ритма через проговаривание его слогами. А еще .. включите метроном. Да, я знаю, что "мешает и сбивает", и что за ним "себя не слышно". Но ведь в этом и фишка. Чем тяжелей тебе что-то дается, тем больше это необходимо. Зачем тренировать то, что и так получается? Где тяжело - там и провал. В эту сторону и смотрим.
Ваша Мардж