На днях я записала аж целый 40-минутный аудиоподкаст про высокие ноты в своем телеграмм-канале. С тонной практических советов, упражнений, немифической физиологии голосового аппарата и всяких-разных случаев из своей педагогической практики. Послушать все это можно по ссылке Причем совершенно бесплатно. А ниже - краткая текстовая выжимка из аудиоподкаста.
Итак. Какие упражнения и советы могут улучшить качество высоких нот или найти, в случае, если они вообще не обнаруживаются?
- Перенастройка мышления и подсознательного восприятия человеком верхов.
Например, замена понятия "выше" на понятие "тоньше". То есть поем с задачей "утончать голос" при повышении тона. Или тренировки восходящих мелодий с одновременным наклоном в противовес звуковедению. Или в статично немного согнутой позе. PS/ даже если человек поет на мощнейшем белте, его голосовые складки все равно находятся в натяжении, так что их масса будет действительно условно тоньше нижних звуков.
- Тренировки сначала на бытовых и речевых интонациях, не требующих точного интонирования.
Например, на слайде снизу вверх и обратно, или сразу на верхних тонах в режиме сирены, воя, писка или визжания. Принцип такой: идем от обратного. Сначала звучим спонтанно, не задумываясь о точности попадания, и лишь затем находим ноты, на которых звучим, добавляем игру на инструменте и цель - попадать в заранее обозначенную мелодию. Это отличный способ приучить себя или учеников брать верх легко и без форсировки, которая часто возникает как банальная реакция нервной системы на неизвестную задачу.
- Отстройка оптимального баланса воздушного потока и «смыка» наверху.
Здесь упражнения и ассоциации противоположны, так как зависят от текущих проблем. Если «пересмык», то могут сработать рекомендации больше вдыхать (можно дополнительно показывать вдох руками), петь с легким придыханием, через «Ха», «выдыхать звуком». Если «недосмык» - наоборот, петь на «задержке дыхания», с добавлением тванга / твенга («близкого звука»), взрывных согласных и т.д. При резком контролируемом скачке ("регистровом переходе") иногда достаточно снизить темп или дать себе команду при повышении тона стараться сохранять одинаковый тембр (окраску звука).
- Упражнения на инспираторную фонацию (звуки на вдохе)
в разных вариациях: с переходом на обычную (экспираторную) и сохранением настроек звука. Можно с добавлением штробаса / фрая (особенно в случае, если верхам не хватает плотности и мощи). Это опять же позволяет найти оптимальный баланс воздуха и сопротивления ГС. Инспираторная фонация вообще прекрасна тем, что на ней физически сложно пережать. В этом случае звук, скорее всего, просто не получится вовсе. PS/ Если не получается сомкнуть аккуратно и идет переработка мышц - смыкателей, можно добавить придыхания во вдох.
- Тренировки 2 или 3 противоположных звукоизвлечений.
Например, поем в одной тональности сначала мелодию на придыхании, затем её же «плотным голосом». Или сначала в «академической» манере, потом в «народной». Или сначала условно на "толстом", потом на "тонком", потом на "придыхательном" ("жестком") смыке. То есть даем нейромышечной системе сравнивать варианты. Так она быстрее и легче обучается, постепенно «понимая», как действовать в промежуточных вариантах, что особенно актуально в средней и высокой тесситуре.
- Разогрев голоса в несвойственных для речевого голоса диапазоне и технике.
Например, с мужчинами (особенно с невысокими голосами) иногда отлично работает тактика 15 минутного разогрева на фальцете. Если он ощущается свободно и не вызывает сложностей при извлечении. В женском варианте можно попробовать разогревать голоса с центральной зоны, начиная с e4 /f4 (они же ми=фа первой октавы) в легкой манере, то есть опять же "тонким смыком".
Ну и не забываем, что вокальный аппарат - это не только мышцы и хрящи, но еще как минимум работа нервной системы и баланс пассивных и активных сил (то есть воздушного потока и сопротивления ему со стороны органов голосового тракта). Поэтому любой даже самый странный совет, начиная от "направляй звук в точку под черепом" и заканчивая классическими "пой на опоре", может сработать. Если это совпадет с имеющимся опытом организма. Поэтому экспериментируем, не забывая о регулярности и гигиене голоса. Главное не забывать, где реальность, а где лишь попытки настроить звук через метафоры.
Ну и еще раз продублирую ссылку на аудиоподкаст. Там же вы узнаете о специальном бонусе (в конце эфира).
Обнимаю, ваша Мардж
___________________________
Еще вам могут быть интересны другие мои посты. Например:
- Отзыв на книгу "анатомия голоса" Теодора Даймона
- Что делать, если сел голос?
- Можно ли научить петь человека, который фальшивит, но не слышит этого
- Анатомия микста. Борьба противоположностей. Что такое микст в вокале и как научиться им петь.
- Бутейко VS Стрельникова. Сравнение дыхательных гимнастик.
- Пять вредных привычек большинства певцов.
- Зачем вокалисту анатомия?