+7 (926) 649-46-61
онлайн или очно, в центре Мск

Как петь высокие ноты

На днях я записала аж целый 40-минутный аудиоподкаст про высокие ноты в своем телеграмм-канале. С тонной практических советов, упражнений, немифической физиологии голосового аппарата и всяких-разных случаев из своей педагогической практики. Послушать все это можно по ссылке Причем совершенно бесплатно. А ниже - краткая текстовая выжимка из аудиоподкаста.

Итак. Какие упражнения и советы могут улучшить качество высоких нот или найти, в случае, если они вообще не обнаруживаются? 


  • Перенастройка мышления и подсознательного восприятия человеком верхов. 

Например, замена понятия "выше" на понятие "тоньше". То есть поем с задачей "утончать голос" при повышении тона. Или тренировки восходящих мелодий с одновременным наклоном в противовес звуковедению. Или в статично немного согнутой позе. PS/ даже если человек поет на мощнейшем белте, его голосовые складки все равно находятся в натяжении, так что их масса будет действительно условно тоньше нижних звуков.

  • Тренировки сначала на бытовых и речевых интонациях, не требующих точного интонирования.

Например, на слайде снизу вверх и обратно, или сразу на верхних тонах в режиме сирены, воя, писка или визжания. Принцип такой: идем от обратного. Сначала звучим спонтанно, не задумываясь о точности попадания, и лишь затем находим ноты, на которых звучим, добавляем игру на инструменте и цель - попадать в заранее обозначенную мелодию. Это отличный способ приучить себя или учеников брать верх легко и без форсировки, которая часто возникает как банальная реакция нервной системы на неизвестную задачу.

  • Отстройка оптимального баланса воздушного потока и «смыка» наверху. 

Здесь упражнения и ассоциации противоположны, так как зависят от текущих проблем. Если «пересмык», то могут сработать рекомендации больше вдыхать (можно дополнительно показывать вдох руками), петь с легким придыханием, через «Ха», «выдыхать звуком». Если «недосмык» - наоборот, петь на «задержке дыхания», с добавлением тванга / твенга («близкого звука»), взрывных согласных и т.д. При резком контролируемом скачке ("регистровом переходе") иногда достаточно снизить темп или дать себе команду при повышении тона стараться сохранять одинаковый тембр (окраску звука).

  • Упражнения на инспираторную фонацию (звуки на вдохе) 

в разных вариациях: с переходом на обычную (экспираторную) и сохранением настроек звука. Можно с добавлением штробаса / фрая (особенно в случае, если верхам не хватает плотности и мощи). Это опять же позволяет найти оптимальный баланс воздуха и сопротивления ГС. Инспираторная фонация вообще прекрасна тем, что на ней физически сложно пережать. В этом случае звук, скорее всего, просто не получится вовсе. PS/ Если не получается сомкнуть аккуратно и идет переработка мышц - смыкателей, можно добавить придыхания во вдох.

  • Тренировки 2 или 3 противоположных звукоизвлечений.

Например, поем в одной тональности сначала мелодию на придыхании, затем её же «плотным голосом». Или сначала в «академической» манере, потом в «народной». Или сначала условно на "толстом", потом на "тонком", потом на "придыхательном" ("жестком") смыке. То есть даем нейромышечной системе сравнивать варианты. Так она быстрее и легче обучается, постепенно «понимая», как действовать в промежуточных вариантах, что особенно актуально в средней и высокой тесситуре.

  • Разогрев голоса в несвойственных для речевого голоса диапазоне и технике.

Например, с мужчинами (особенно с невысокими голосами) иногда отлично работает тактика 15 минутного разогрева на фальцете.  Если он ощущается свободно и не вызывает сложностей при извлечении. В женском варианте можно попробовать разогревать голоса с центральной зоны, начиная с e4 /f4 (они же ми=фа первой октавы) в легкой манере, то есть опять же "тонким смыком".


Ну и не забываем, что вокальный аппарат - это не только мышцы и хрящи, но еще как минимум работа нервной системы и баланс пассивных и активных сил (то есть воздушного потока и сопротивления ему со стороны органов голосового тракта). Поэтому любой даже самый странный совет, начиная от "направляй звук в точку под черепом" и заканчивая классическими "пой на опоре", может сработать. Если это совпадет с имеющимся опытом организма. Поэтому экспериментируем, не забывая о регулярности и гигиене голоса. Главное не забывать, где реальность, а где лишь попытки настроить звук через метафоры.

Ну и еще раз продублирую ссылку на аудиоподкаст. Там же вы узнаете о специальном бонусе (в конце эфира).

Обнимаю, ваша Мардж

___________________________

Еще вам могут быть интересны другие мои посты. Например:

  1. Отзыв на книгу "анатомия голоса" Теодора Даймона
  2. Что делать, если сел голос?
  3. Можно ли научить петь человека, который фальшивит, но не слышит этого
  4. Анатомия микста. Борьба противоположностей. Что такое микст в вокале и как научиться им петь.
  5. Бутейко VS Стрельникова. Сравнение дыхательных гимнастик.
  6. Пять вредных привычек большинства певцов.
  7. Зачем вокалисту анатомия?

Вернуться назад
Наверх

Обратная связь

Приветствую, дорогой друг. Оставь сообщение, и мы постараемся связаться как можно быстрее. Мардж

* поля обязательные для заполнения