Незапланированная назальность в голосе (она же - «ринофония») случается с людьми по двум причинам: патология ЛОР органов или неправильные паттерны артикуляции. Тобеж привычки. Первая исправляется у врача. Вторая - у вокального препода или фонопеда.
Не вдаваясь в медицинские аспекты (все-таки не моя компетенция), скажу лишь, что заболеваний, ведущих к ринофонии, предостаточно. Начиная с банальных насморка и аллергии, и заканчивая врожденными деформациями костей черепа и гипертонусом мягкого неба на фоне невротических расстройств.
Если вы...
обследованы и точно здоровы, но говорите в нос, это - следствие привычки. Если поёте в нос, а говорите нормально - это тем более она. Спойлер: специальные упражнения это исправляют. Но о них - чуть ниже.
Сначала разберёмся с тем, что ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ ТЕЛА и почему вообще звук может быть гнусавым. Итак.
Для того, чтобы изо рта пища попадала строго в пищевод, в организме предусмотрены специальные клапаны, которые не дают ей попасть в дыхательные пути. То есть в гортань или нос. Гортань в момент глотания поднимается и прикрывается надгортанником. Нос же защищается мягким небом, которое отделяет носоглотку от ротоглотки.
Причем тут еда?
А при том, что вышеупомянутые органы важны и для звукообразования. В частности, м. нёбо участвует в назализации звука. Поднимаясь, оно «блокирует» вход в нос. Опускаясь, наоборот, создаёт препятствие для выхода в ротовую полость. Что-то вроде железнодорожных стрелок. Только для звука.
Самая популярная причина излишней назализации - недостаточный тонус мышц, поднимающих м.нёбо. Она настолько популярна, что многие педагоги уверены, что другого вообще не дано. Но нет. Есть ещё обратная история. Гипертонус этих же мышц. Как ни странно, результатом будет тоже гнусавость. Только другая. Помните сову из «Винни Пуха» и её коронное «Пра-дра-вля-ю»? Так вот. Из-за невозможности опустить небо ей с огромным трудом (нет, с акдобдым ттудом:-) давались некоторые буквы. Например, буква М, которая заменялась на Б.
Все понятно, Карл. А что делать?
Если вы звучите "в нос", при этом не болеете, но никак не дойдёте до специалиста (что вообще-то плохо), может помочь следующее:
- Выдувание с переходом на гласную. Тобеж надо надуть щеки, как будто задуваешь свечи, и петь, удерживая их надутыми. А затем резко перейти на чистую гласную. Лучше самую проблемно-гнусавую и уже без щек.
- Тянуть сначала звук "Н" (инговое окончание), потом звук "А" (максимально узнаваемую, «речевую»), а потом плавно переходить с одного на другое и обратно, вслушиваясь при этом в ощущения во рту. PS/ Можно не задавать себе какую-то определенную ноту на инструменте, а «завывать» на любой удобной.
- Зажать руками нос и петь так, чтобы звука в носу при этом не оказывалось. Да-да. Зажатый нос - это своеобразная лакмусовая бумажка. Если вы пели, зажали нос и звук поменялся, значит, вы изначально чуть-чуть (или не чуть-чуть) гнусавили.
- Визуальный контроль. Ага. Открываем рот и заглядываем туда, чтоб увидеть, где находится м.нёбо, и как оно двигается. Пссс. Если что, это такая подвижная шторка, покрытая слизистой, рядом со стенкой глотки. Там посередине еще маленький язычок (увула) болтается.
- Намеренно и утрировано попеть «в нос». Мозгу проще оперировать крайностями, чтобы отталкиваясь от них, искать золотую середину. Опять же можно предварительно зажать нос и поговорить, а потом изобразить себя же гнусавого, но уже без рук.
- Если часть гласных изначально звучит не гнусаво, можно сочинить такой «текст» попевки, чтоб вначале были они, а уже потом - те, что не получаются. Например, если «А» и «О» выходят хорошо, а «У» не получается, распеваемся на АОУ.
Самое важное
Во всех упражнениях по контролю м.неба (да и вообще во всех вокальных упражнениях) - следить не только за звуком, но и за ощущениями в теле. Ибо тело - есть источник и причина звука. Ну и, конечно, в идеале стоит посетить специалиста. Потому что самолечение иногда не только бесполезно, но и вредит.
Ваша Мардж
___________________________
PS/ вам могут быть интересны другие мои посты. Например:
- Что делать, если сел голос. Советы от охриплости при простуде и не только.
- Бутейко vs Стрельникова. Разбор двух самых популярных отечественных дыхательных методик
- Можно ли научить человека попадать в ноты, если он не слышит, что фальшивит.
- Пение в эти дни
- Зачем нам голосовые связки и так ли они на самом деле называются
- Голос и шея. Как связаны мышцы шеи, голос и гортань. И чем поможет вокалисту массаж шеи.
- Главный вокальный секрет. За чем следить в вокале, чтобы петь хорошо