+7 (926) 649-46-61
онлайн / очно в Москве

Анатомия микста

Что это такое и как найти? Пост с подробным теоретическим описанием и практическими упражнениями.

  • Начнем с того, что вообще такое микст? Термином "микст" чаще всего обозначают одновременно плотные и мягкие ноты в середине и наверху диапазона. Нечто среднее между "грудным" и "головным" звуком. На что и указывает название.
  • Как понять, как именно звучит микст? А вот тут все зависит от восприятия конкретного человека. Потому что любой вокальный термин - это по сути просто слово, которым люди пытаются обозвать то, что они слышат. Слышим и думаем мы все сильно по-разному. А потому и микст, и белтинг, и даже фальцет каждый человек услышит в разных местах;) В зависимости от того, что он привык подразумевать под этим термином, какой звук у него с ним ассоциируется, и приверженцем какой вокальной манеры и вокальной школы он является.

Теперь разберемся с физиологией. То есть с тем, что происходит при условном (!) миксте внутри голосового аппарата. Вообще, понимание реальной анатомии и физиологии - это единственное, что помогает разобраться во всем миллионе вокальных терминов, не сойдя с ума. И в последствии спокойно отличать идиотские советы и нерабочие вокальные упражнения от действительно нужных. Кстати, именно поэтому на наших занятиях по вокалу я даю ее в минимальной дозировке своим учениками. На простом и понятном языке. А еще провожу обучающие консультации для коллег - педагогов. В том числе на эти темы. И поверьте, информация по анатомии и физиологии голосового аппарата, которую я там разъясняю, исходит из медицинских учебников и лекций, а не по вокальным курсам CVT и EVT, которые безусловно являются хорошими методиками, но содержат немало неточностей и слишком грубых обобщений.

Итак.


Что происходит в голосовом аппарате?

Плотные средние и высокие ноты (микст, белтинг и прочее) - это всегда борьба мышц антагонистов внутри голосовой щели. Антагонисты - это мышцы, которые осуществляют противоположную нагрузку и совместно участвуют в движении сустава в противоположном направлении. Например, бицепс и трицепс. В нашем случае "борются" голосовая мышца с одной стороны (та, что находится внутри голосовой складки) и перстнещитовидная - с другой (та, что растягивает голосовую складку "снаружи"). Первая стремится укоротиться и стать толще. Вторая, в противовес, растягивается. Иногда при этом наклоняется щитовидный хрящ. Да-да. Я сейчас о том самом "наклоне щитовидного хряща", который в реальности происходит во время банального повышения тона. А не потому что мы хныкаем, плачем и издаем какой-то там вокальный прием cry, которым объясняется наклон в EVT:-) Кстати, про этот самый наклон щитовидного я как-то написала целый бомбящий пост у себя в телеграм-канале. Почитать его можно вот тут, по ссылке. А мы продолжаем.

Когда мы поем "микстом", с нас по сути должно случиться этакое среднее состояние, когда активно работает и мышца натяжитель, и противоположная ей мышца утолщитель. И именно поэтому он так часто не выходит у людей. Потому что отыскать некое среднее положение между противоположностями для нервной системы всегда тяжелее, чем вывалиться на крайность ("зажатый" звук или фальцет).


Даёшь работу в коллективе!

Это я о других участниках голосообразования. Потому что вышеупомянутые антагонисты живут не в вакууме, а в большой семье: смыкатели - размыкатели голосовой щели (приводят каждый из свободных краев голосовой складки к срединной линии), надгортанник, глотка, мягкое небо, язык, воздушный поток и другие… Всем надо «договориться». Наше тело вообще одномоментно задействует много разных мышц, которые просто меняют пропорции своей работы. Разный звук и действие - это просто по-разному распределенная по мышцам активность.

А еще тело - не рубильник. Оно не работает в двух крайних режимах. Вкл. и выкл. Оно всегда выдает миллион промежуточных состояний. Вот почему выражение "толстые" или "тонкие" складки такое же сомнительное, как и прочие попытки делить звукоизвлечение на какие-то крайности. Например, грудной или фальцет. Это как сказать, что у руки или ноги есть только два положения. Вверх и вниз. Но мы то знаем, что они двигаются в 3d. И при этом каждое новое положение - это полная "перетяжка" всех мышц, участвующих в движении.  

Ок. С теорией, вроде разобрались. Перейдем к практическим моментам.


Не могу петь микстом! 

Уже и не сосчитать, сколько людей (в том числе профессионалов) обратилось ко мне с подобной проблемой. Сначала успокою. Это не навсегда и это поправимо. Так что не паникуем. Даже если вы перепробовали сто разных способов и педагогов, и ничего не помогло, все еще можно исправить. Хотя опять же, занятия с грамотным профессионалом вам сэкономят силы и время, заменив годы попыток вслепую рабочими рекомендациями и практикой. 

Теперь давайте разбираться с причинами. Их несколько. Прямо как у Игоря Николаева:-)

  1. Вы начали заниматься вокалом совсем недавно, и ваш голосовой аппарат со всеми запчастями, а точнее его нейромышечная система просто пока не готова к подобным нагрузкам.
  2. Вы допускаете ошибки в извлечении звука. Перегружаете низы, нахрапом берёте "верха", не нашли баланс между воздушным потоком и сопротивлением ему мышцами гортани, что в народе еще зовётся «зажимом», «пением на горле».
  3. Вы забываете о вспомогательных механизмах и техниках. Прикрытии, твенге / тванге и других модных словах:) А тем временем, сужение дыхательного тракта выше голосовых складок способствует увеличению и глубине контакта при сопрокосновении. 
  4. Физиологические особенности вашего голоса таковы, что движение вверх в принципе даётся с некоторым трудом. Или есть склонность давать «петуха». Или петь с неустранимой утечкой воздуха (сипом). В этом случае еще настойчивее рекомендую не тренироваться в одиночку. Чтоб не напеть себе проблем.

Какие упражнения помогут? 

Любое вокальное упражнение и совет с разными людьми работает по-разному. А еще оно может быть использовано в разных ситуациях. Например, через тот же штробас мы можем тренировать как верхние ноты, так и нижние. И на некоторые виды расщеплений выходить. Поэтому смотрите, пробуйте и выбирайте, что подходит именно вам. Не обязательно упарываться и тренировать все подряд.

Все аудио упражнения выложены у меня в телеграмм-канале. Там же есть огромное количество другой полезной инфы, включая большой аудиоподкаст по работе с высокими нотами. Абсолютно бесплатно. Вот ссылка на канал. Ниже же выложен вспомогательный текст и ссылки на конкретные аудио с канала. Итак. В нахождении «микста» нам могут помочь следующие упражнения. 


  •  №1 Инспираторная фонация

Звук на вдохе с переходом на обычный. Задача - сделать их максимально похожими друг на друга. На одной высоте, со схожим тембром и ощущениями. Начинаем с тех нот, которые получаются и постепенно доползаем до микстовой зоны. Прослушать аудио

  •  № 2. Нахождение тванга / твенга кстати, про него я писала отдельно, вот здесь 

Имитация голосов кошки, утки, Дженис из «Друзей» и всего того, что вы слышали про сужение преддверия гортани. Лучше предварительно потренироваться на отдельных звуках и речевых интонациях.  Прослушать аудио

  •  № 3. Штробас (он же фрай) с переходом 

На гласные звуки. Например, на «А» или «Э». Делаем все ме-е-едленно, плавно, с неподвижно-расслабленной нижней челюстью и языком на нижней губе. Если напрягается челюсть, читаем вот этот пост. Ссылка на аудио тут

  •  № 4. Переход с «фальцетного на  "грудной»

На больших скачках (октава и больше). Подробно упражнения описаны в «ФМРГ» Емельянова. Кстати, мужчинам и 10-15 минутная распевка одним фальцетом уже облегчает путь на верхние ноты. Прослушать аудио 

  •  №5. Плач и "наклон щитовидного хряща".

Однажды я напишу целый пост про то, что наклон ЩХ - вещь в педагогике необязательная и неоднозначная.. но пока перед нами две задачи: петь "приплакивающим" голосом и / или приложив руку к ЩХ, следить, чтобы к верхним нотам он слегка наклонялся. Прослушать аудио

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Важные нюансы:

Многие упражнения имеют накопительный эффект и работают не моментально. А еще все мы разные. Так что не нужно хвататься за всё сразу. Достаточно найти те советы, что работают именно для вас. Уверена, у вас все получится. Ваша Мардж

___________________________

PS/ вам могут быть интересны другие мои посты. Например:

  1. Как избавиться от гнусавости
  2. Главный вокальный секрет. За чем следить в вокале, чтобы петь хорошо
  3. Разбор Вокальных регистров с точки зрения процессов в нашем теле
  4. Пять вопросов о диафрагме. Занимательная физиология и советы вокального педагога
  5. Полезные упражнения, чтобы развить музыкальный слух
  6. Как выбрать педагога по вокалу. Какие факторы учесть при выборе
  7. Пение в "эти" дни


Вернуться назад
Наверх