Плотные верхние ноты - это
… всегда борьба антагонистов — голосовой мышцы с одной стороны и перстнещитовидной - с другой.
Первая стремится укоротиться и стать толще. Вторая, наоборот, - ее растянуть, наклонив при этом щитовидный хрящ. Чтобы повысилась нота.
Причём здесь микст?
А при том, что термин как раз и применяют по отношению к плотным, но мягко исполненным середине и верхам. Без срыва на «фальцет» с одной стороны, и «белтовой» крикливости - с другой.
* Хотя вообще термины - дело неблагодарное. Там, где один обзовёт звук белтом, второй скажет, что это - микст.
Даёшь работу в коллективе!
Это я о других участниках голосообразования. Потому что вышеупомянутые антагонисты живут не в вакууме, а в большой семье.
Смыкатели - размыкатели голосовой щели, мышцы надгортанника, глотки, неба, язык, воздушный поток и другие… Всем надо «договориться».
А ещё для мозга —>
любое промежуточное движение сложнее крайности. Поэтому, если у вас не получается микст, это не навсегда. Так что не паникуем)
Не получается петь «микстом»?
Поговорим о причинах. Их несколько. Прямо как у Игоря Николаева
- Вы начали заниматься вокалом совсем недавно, и ваша гортань, а точнее её нейромышечная система просто пока не готова к нагрузкам.
- Вы допускаете ошибки в извлечении звука. Перегружаете низы, нахрапом берёте верха, не нашли баланс между воздушным потоком и сопротивлением ему мышцами (что в народе зовётся «зажимом», «пением на горле») и пр.
- Вы забываете о вспомогательных механизмах. Прикрытии, твенге и других модных словах приёмах:) А тем временем, сужение дыхательного тракта выше голосовых складок способствует увеличению плотности их контакта.
- Особенности вашего голоса таковы, что движение вверх в принципе даётся с некоторым трудом , или есть склонность «петухам» или, наоборот, утечке воздуха (сипу).
* Все это корректируется.
О том, какие упражнения могут помочь:
Теперь переходим к практике.
В нахождении «микста» нам помогут следующие упражнения.
* PS/ выкладываю и текстовое описание, и аудио.
- №1. Инспираторная фонация
Звук на вдохе с переходом на обычный. Задача - сделать их максимально похожими друг на друга. На одной высоте, со схожим тембром и ощущениями. Начинаем с тех нот, которые получаются и постепенно доползаем до микстовой зоны. Прослушать аудио
- № 2. Нахождение твенга
Имитация голосов кошки, утки, Дженис из «Друзей» и всего того, что вы слышали про сужение преддверия гортани. Лучше предварительно потренироваться на отдельных звуках и речевых интонациях. Прослушать аудио
- № 3. Штробас (он же фрай) с переходом
На гласные звуки. Например, на «А» или «Э». Делаем все ме-е-едленно, плавно, с неподвижно-расслабленной нижней челюстью и языком на нижней губе. Если напрягается челюсть, читаем вот этот пост Ссылка на аудио тут
- № 4. Переход с «фальцетного на грудной»
На больших скачках (октава и больше). Подробно упражнения описаны в «ФМРГ» Емельянова.
Кстати, мужчинам и 10-15 минутная распевка одним фальцетом уже облегчает путь на верхние ноты. Прослушать аудио
- Плач и наклон щитовидного хряща.
Однажды я напишу целый пост про то, что наклон ЩХ происходит вовсе не из-за плача. Но пока перед нами две задачи: петь приплакивающим голосом и / или приложив руку к ЩХ, следить, чтобы к верхним нотам он слегка наклонялся. Прослушать аудио
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Важные нюансы:
* Многие упражнения имеют накопительный эффект и работают не моментально.
* Не нужно хвататься за всё сразу. Достаточно найти те советы, что работают именно для вас.
Ваша Мардж
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Еще вам могут быть интересны другие мои посты. Например:
- Голос и шея. Невокальные упражнения для шеи для развития для подвижности и диапазона.
- 5 вопросов о диафрагме. Можно ли ей петь, дышать и двигать?
- А как дышать? "Правильное" певческое дыхание.
- Прекратите дышать животом. Пост о том, почему дышать животом далеко не всегда полезно.
- Музыкальные сверхспособности. Можно ли развить слух, чувство ритма и музыкальные способности.