Разговоров о дыхании в вокале так много, что иногда кажется - для этого надо заводить отдельную пару лёгких. Полезно ли следить за дыханием в пении? Да. Потому что голос продуцируется органами дыхательного тракта. А во время вдоха голосовой аппарат формирует будущий звук и запасается необходимым для музыкальной / речевой фразы количеством воздуха.
Начинающие вокалисты обычно не заботятся о том, что там, в промежутках между нотами. Они вдыхают стихийно. Как получится. А потом обнаруживают себя допевающими фразу на горле или с выпученными от нехватки кислорода глазами. Если это и ваш случай - рекомендую во время тренировок показывать вдох руками. Как будто вы дирижируете. Так организм приучается вспоминать о нем заранее. ⠀
⠀
КАК ВДЫХАТЬ?⠀
⠀
Легенды гласят, что существует аж целых четыре типа вдоха: ключичный, грудной, диафрагмальный и брюшной. И из-за того, какой из них предпочтительнее, передралось не одно поколение педагогов. Но на самом деле это просто схематичное обозначение места, где более всего чувствуешь поступающий воздух.
Лично я не сторонник насильно лезть в давно отлаженные процессы. Дышать надо, как удобно. Главное, свободно. Как будто говоришь. Единственное, на момент вдоха стоит расслабить пресс и плечи. Потому что они часто неосознанно напрягаются.⠀
⠀
НОСОМ ИЛИ РТОМ?⠀
⠀
Нос специально создан, чтоб отфильтровывать пыль, согревать и увлажнять воздух перед попаданием в легкие. Но на практике, в песне, им не всегда удаётся воспользоваться. Так если ли смысл учиться дышать только носом? Не думаю. ⠀
⠀
Вот на морозе или в пыльном помещении - да, нос - идеальный кандидат в президенты. Вдыхая через него - меньше шансов заболеть или устроить представление с приступом кашля.
ТЕПЕРЬ О ВЫДОХЕ.
Фонационном. Это такой выдох, во время которого человек извлекает звуки: поет, говорит или кричит. От молчаливого его отличает следующее:
⠀
Когда мы молчим, голосовая щель, сквозь которую мы дышим, все время разомкнута, и воздух беспрепятственно выходит. А когда звучим, она очень быстро смыкается и размыкается, рождая звук. А воздух подаётся уже порционно. ⠀
⠀
Плотность этого смыкания бывает разная - от слишком плотного до слишком вялого.
- В первом варианте человек чувствует «зажим», голос быстро устаёт и звучит крикливо и резко.
- Во втором - наоборот, воздух уходит слишком быстро, его не хватает на фразу, и в голосе слышен сип (песок).
И тот и другой вариант звукоизвлечения имеют право на существование. Правда, если это прием, и вы его осознанно планировали. Для "постоянного" же использования подходит нечто среднее. То есть "плотный" звук без посторонних шумов, но комфортный и ненатужный.
КАК ДОБИТЬСЯ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫДОХА?
Рекомендую попробовать следующую практику:⠀
⠀
Вдохнем и задержим дыхание на 3-5 секунд. При этом не делая замка в горле. То есть не сжимая мышцы внутри него и держа расслабленными нижнюю челюсть и шейно-воротниковую зону. Почувствуем, как воздух внутри держится не за счет напряжений, а сам собой. Потому что мы его просто не выдыхаем. И теперь переносим это ощущения на пение. То есть по ощущениям мы поем как будто не выдыхая, в момент задержки дыхания. Но при этом не напрягая мышц и не тужась.
Да, в вокале все как в жизни. Главное найти баланс.
⠀
PS/ эту статью я писала с опаской. Потому что на занятиях всегда подбираю советы под конкретного человека. И они бывают радикально противоположными. Так что, пожалуйста, ориентируйтесь в первую очередь на собственное удобство. Не привычку, а именно комфорт во время исполнения нот. Если идёт тяжело - значит конкретно эти упражнения и советы не для вас. Ищите свои. Чувствуйте тело. Уверена, все получится.⠀
Ваша Мардж